В рамках конференции мы приглашаем вас к разговору о «новой субъектности образования», которая возникла в связи с ограничениями, вызванными самоизоляцией и переходом на дистанционное обучение. Эти условия вызвали интеграцию всех уровней образования, родительской общественности, бизнеса и общества, появлению новых возможностей для использования консолидированных ресурсов в функционировании и развитии системы образования.
Новое время, новые условия предъявляют иные требования к уровню квалификации педагогических и управленческих кадров. Специалисты системы образования призваны обладать профессиональными компетенциями, широким кругозором, позволяющим выйти за рамки своей профессиональной деятельности, а также такими качествами личности, которые дают им возможность стать гибкими, мобильными, успешными и эффективными в динамично развивающемся образовательном пространстве. Перед современной системой образования ставится задача создания механизмов для ресурсного обеспечения удовлетворения профессиональных потребностей педагогических работников и повышения качества общего образования.
Учет «новой субъектности образования» позволит заложить в образовательном пространстве основу «точек роста» для профессионального и карьерного «лифта» педагогов за счет повышения качества совместной деятельности образовательных организаций, а также включение в этот процесс новых субъектов – профессиональных педагогических сообществ, бизнеса, частных организаций. Расширение сети субъектов, участвующих в образовательном процессе, и их интеграция позволят сформировать иные модели непрерывного обучения педагогических работников, удовлетворяющие современным условиям жизни.
Эти вызовы требуют создания принципиально новых технологических, информационных и методических ресурсов, а также правовых, организационных и финансовых механизмов. Вместе с тем, эти вызовы пока недостаточно поняты и приняты профессиональным сообществом. Системе образования необходимдиалог между разными субъектами о границах власти и профессионального сообщества, традициях и новациях, нормативного регулирования и независимой оценки качества образования и квалификации педагогов.
Проблема формирования новой среды образования в образовательном пространстве требует переосмысления стратегических решений.
Современный бизнес (издательства, компании, занимающиеся цифровыми технологиями и др.) в последние годы все более заявляют о себе как о субъекте образования. Они предлагают свои продукты – новые информационные системы, технологические решения, программы, книжную продукцию. Бизнес готов реализовывать собственные образовательные программы, заключать договоры о совместной деятельности с образовательными организациями.
Профессиональное развитие педагогов сегодня возможно не только средствами формального, но и неформального (информального) повышения квалификации. Большим потенциалом для развития кадров обладают профессиональные сообщества, создание которых требует как государственной поддержки, так и проявления общественных инициатив педагогического сообщества для горизонтального общения и обучения. Такие преобразования нужно обсуждать, обмениваться опытом их осуществления, находить новые возможности для профессионального диалога и взаимообучения.
Необходима площадка для презентации лучших практик непрерывного образования, нахождения контактов и возможностей привлечения инвестиций.
Мы предлагаем обозначить ряд вопросов, требующих разрешения в теоретической и практической деятельности каждого из нас.
Вузы, организации среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, негосударственного сектора, кто они: конкуренты или партнеры? Какие формы их сотрудничества возможны, результативны и продуктивны? Какие риски и перспективы возникают для каждого из субъектов в процессе этого взаимодействия? Как обеспечить преемственность в подготовке и профессиональном развитии педагогов, реализации сетевых образовательных программ и в других способах взаимодействия.
Происходящие в обществе перемены и реформы побуждают нас, – приверженцев новой педагогики, представителей разных стран: руководителей образовательных организаций разного уровня, учителей, воспитателей, родителей, общественных деятелей, специалистов разных сфер науки, – в рамках конференции попытаться найти свои ответы на вопросы: как эффективнее обеспечить профессиональный рост педагогов; за счет чего возможен дидактический и технологический прорыв; что необходимо для переосмысления роли ресурсов, структуры процессов и места технологий в достижении целей образования; как обеспечить методическое и тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов и руководителей образовательных учреждений?
На основании приобретенного опыта, которым предлагаем поделиться, станет возможным ввести инновации, позволяющие адаптировать современное образование к новым условиям в рамках ресурсных образовательных традиций.
Цель конференции - обмен мнениями участников по ключевым вопросам развития современного менеджмента в образовании, в том числе создание среды партнёрского взаимодействия организаций - лидеров современного образования, а также поиск и продвижение эффективных управленческих практик и технологий для развития образовательных организаций и систем.
Планируемые темы для обсуждения:
РЕСУРСЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ВОСПРОИЗВОДИМОСТЬ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
• Ресурсы системы образования и их эффективность в достижении целей устойчивого развития.
• Образовательные процессы и результаты: опыт работы в новых условиях.
• Проблема личностно-профессионального развития и профессионализма руководителей образовательных учреждений.
• Цифровизация жизни общества и школы: новый вызов для менеджера образования.
• Управление информационной политикой в виртуальном образовательном пространстве.
• Свобода и ответственность лидера образования.
Ссылки на материалы: